luz_del_dios (luz_del_dios) wrote,
luz_del_dios
luz_del_dios

Открытое письмо Коллеге, высказавшемуся ПРОТИВ Современного Искусства

 
 

Коллега, я категорически с вами несогласен относительно Ваших реакционных мыслей по поводу современного искусства. Я хотел коротко, в двух словах вам ответить, дать вам логику моего восприятия и понимания этого явления, но, к сожалению, получилась целая статья. Коллега, я буду очень рад, если вы прочтёте и вступите со мной в дискуссию. Я не культуролог, я лишь любитель, но здесь я постарался привести свою собственную позицию в обоснование того, что современное искусство не говно.

 
Искусство состоит из трёх составляющих - идеи, формы и сюжета. Как христианский бог состоит из святого духа, сына и отца. Если мы возьмём картины мастеров старины, то там мы видим только различие сюжетов при постоянстве формы (технических решений). Что обнажённая Маха, что спящая Даная - для нас всё суть одно, встретив где-то ты даже и не сразу вспомнишь автора, хоть и знаешь эту работу ещё со школы. Сюжет - вот что стоит во главе и вот то единственное, ради чего всё и происходит. Максимально реалистично - вот задача. Чтоб "как живая". При этом композиционно всё похоже до неприличия - что батальные сцены, что мадонны с младенцами, что игривые толстушки из античных мифов.
Потом появляются импрессионисты - и вот тут оживает и расцветает вторая составляющая - форма. На первый план выходит не "что писать", а "как писать". Как по-новому выразить старые сюжеты. И, в то же время, как создать новые. Взять хотя бы оба завтрака на траве или тех же Ренуаровых толстозадых красавиц - они уже совершенно другие. Или Гогеновы таитианские пейзажи - ведь что так можно писать до этого и представить было нельзя!
Но в то же время форма не вступает в конфликт с сюжетом, пока не наступает двадцатый век. Противопоставление "текста и контекста" - вот что делают художники-(...)нисты. Пытаясь формой подменить сюжет, они выводят форму на первый план. Чёрный квадрат здесь - это эссенция всего творческого поиска начала века. Термин "супрематизм", изобретённый Малевичем, как нельзя точно отражает то, вокруг чего несколько десятилетий топчутся художники всего мира. Именно в это время выстреливает лаконичная форма, как у Пикассо или Кандинского. Искусство больше не рассказывает историю, оно лишь является набором геометрических фигур, линий и форм. Даже отражая в себе что-то фигуративное, например "домики в Мюнхене" того же Кандинского, оно, по сути, показывает цвета и формы объекта, но уже не сам объект.
В советское время происходит откат к реализму, и к выражению идеи через контекст, через сюжет. Происходит новый сплав составляющих - идеи и сюжета, форме же отводится скромное место носителя сюжета (у ...-истов же было наоборот - сюжет был основой для формы). Так появляется плакат, реклама и соцарт. И вот на этом периоде искусства и выросло большинство обывателей. Которые считают, что:
1. искусство должно быть понятным
2. должно быть фигуративным
3. должно быть красивым
4. должно нести посыл. То есть учить, стыдить или смешить.

и, соответственно, это не считается искусством, если это не попадает в эти пункты.

А что дальше? Что нам даёт так называемое современное искусство? А оно даёт нам чистую идею, где сюжет и форма далеко вторичны. Живопись превращается в инсталляцию, в часть перфоманса. Становится невозможно понять художника, не зная, в контексте какого события была создана данная работа. Например, я как-то смотрел подборку работ "обратная сторона искусства". Это было так: обыкновенные белые листы, на которых просто нарисованы карандашом каля-маля. И всё это с подписями, типа "дева мария". или "отправление поезда". Хотя увидеть там ни того, ни другого было решительно невозможно!
Но всё обретало смысл, стоило только узнать "фишку". Заточенный с двух сторон карандаш. Два листа. На одном художник рисует отправление позеда, или деву марию, а второй лист прижат сверху. То есть карандаш получается как бы зажатым между двух листов, и то, что остаётся на верхнем листе - это и есть обратная сторона искусства.
И это ахуительно! Потому что эта идея ахуительна сама по себе! Это идея, воплощённая в чистом виде на холсте. Это то же, что Малевич сделал в своё время с формой -создал форму в чистом виде, лишённую идеи и сюжета.

Или вот ещё художник Авдей Тер-Оганян. Ну что могут значить все эти красные круги на синем фоне и надпись "данная работа направлена на разжигание межнациональной розни". (примеры работ - раз, два, три)
Но если знать историю выставки "осторожно, религия!", разгромленную православными фанатиками, и последующее осуждение художников и кураторов выставки за вполне безобидные вещи, то становится понятным, что автор хочет сказать - ебанутый везде сможет найти чем оскорбиться, и если мы затачиваем наше искусство на ебанутых, оскорблённых, невежд и "а вдруг это смогут увидеть дети", то мы так и будем иметь искусство в виде плаката. Если же не ограничивать художника, если дать ему сказать, пусть даже его услышит совсем небольшой процент умных и понимающих людей, то это даст искусству дышать и двигаться дальше. И уже тогда в относительно небольшой исторической перспективе мы увидим что-то новое в искусстве, какой-то его новый сплав содержания, формы и идеи. И это может быть чем угодно - чем-то вроде Мавромати или группы "Война", а может мы увидим очередной откат назад. Или в сторону, как у Уорхола.

Надо лишь понять самое главное - у искусства НЕТ ЦЕЛИ.

UPD:Дорогие друзья!
Вчера я узнал, что мои работы не выпускают из России. И тут же получил e-mail из галереи Гельмана с предложением решить ситуацию следующим образом: напечатать в Париже и выставить другие работы из этой серии, которые не были запрещены к вывозу, чтобы не напрягать отношения между французскими и русскими партнерами. Долго не думая, я согласился. А сегодня прочел в журнале у Гельмана о том, что вы выступили в мою поддержку с готовностью бойкотировать эту выставку, а так же комментарии Марата о том, что ситуация благополучно разрешена, и ничего этого уже не нужно. Я был очень тронут Вашей поддержкой.
Сегодня целый день думал об этом. И пришел к выводу, что как-то все слишком ловко выходит. Я отлично пропиарился в прессе и теперь могу спокойно снимать сливки.
Собственно, мое согласие решить ситуацию при помощи печатанья принтов, удобно всем. Я представил, как российский посол будет с улыбками открывать эту выставку в Париже, изображая, что все нормально.
В последнее время я нахожусь в постоянном телефонном контакте с Олегом Мавроматти, которому сейчас не продлили русский паспорт в Болгарии и грозят экстрадицией в Россию. Ситуация там очень серьезная. Я подумал о том, что совсем некрасиво получается. Моя ситуация похожа на ситуацию Маврика. Но если мои работы можно оставить в Москве и напечатать новые в Париже, то напечатать нового Мавроматти в Нью-Йорке, посадив старого в тюрьму, точно не удастся.
Поэтому я решил отказаться от этой хитроумной выдумки с принтами. Я написал Гельману о своем отказе решать дело таким образом. Хочу этим отказом привлечь внимание к ситуации, сложившейся между культурой и властью у нас. А конкретнее — обострить этот абсурдистский конфликт. Ведь мои работы, собственно и были для этого созданы и очень наглядно проявили идиотизм идиотов.
Короче, я решил требовать, чтобы мои работы были привезены из Москвы. И предъявляю второе требование — продлить российский паспорт Олегу Мавроматти. Ситуация с Олегом несопоставима с моей, в общем-то прикольной, историей.
Без удовлетворения этих, вполне реалистических, на мой взгляд, требований, я отказываюсь участвовать в выставке
Мне кажется, что Лувр — это хороший рычаг. Если в восьмерым нажать в Париже, минкульт можно тряхнуть так, чтобы зашевелились. Мы постоянно сталкиваемся с подобными проблемами, когда уже поздно — когда Ерофеева уже судят, а Мавроматии уже оказался нелегалом. Знаю это по себе. И мы всегда ставим заниженные «реалистические» задачи. А когда все становится «нормально», быстро забываем об этом.
На этой выставке в Лувре не решаются никакие серьезные вопросы искусства. Она является просто демонстрацией того, как у нас все замечательно с современным искусством. Собственно, именно это сильно хочется опровергнуть. Мне кажется, что бойкот этой выставки — как раз тот случай, который будет адекватно воспринят и художниками, и широкой общественностью именно в России. Мы можем продемонстрировать свое отношение ко всей той чудовищной хуйне, которая происходит у нас.
Будет очень здорово, если вы поддержите меня даже после этого псевдоразрешения конфликта. Конечно, я понимаю, чем своим жестом вынуждаю вас на новые реакции. Но ведь ничего, по сути, не изменилось.

С уважением, Авдей Тер-Оганьян
Tags: искусство, научный подход
Subscribe

  • Вот это прикол!

  • Смотрю Австралиан опен,

    и думаю: каторжники, отбросы общества, пьянь и опустившийся элемент масово приезжает в Австралию. Через сто лет в Австралии становится заебись.…

  • Возраст угасания

    Маме Джульетты на момент событий, описанных в пьесе, было 28 лет. Марья Гавриловна из “Метели” Пушкина была уже немолода: “Ей шел…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments